+7(499) 343 97 21
+7(926) 345 08 85
карта сайта
Архитектура и строительство
Обучение
Повышение квалификации
Декоративные изделия
Группа компании Артдеко.
Строительство
Проектирование
Новости и статьи
Государственные стандарты
Статьи
Новости

РУССКАЯ ПЕЧЬ

З.И. Кузьмина
РУССКАЯ ПЕЧЬ
Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, которая широко применялась в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом современного универсального устройства, известного под названием «русская печь». В XV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполнялись из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным.
 Высокого уровня русская техника печного отопления достигла в XVI- XVII вв. в период интенсивного развития городов. Основным центром развития печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. была Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовлявшие печные приборы.
Существенный сдвиг в печном деле произошел во время Петровской эпохи. В 1718 г. указом Петра I в Петербурге было запрещено строительство домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 году этот указ распространился и на Москву.
Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применяться гладкие расписные изразцы голландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенные печи неправильно стали называть голландскими. Установлено, что в XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство занимало ключевые позиции в Европе. Сохранились некоторые имена выдающихся русских печников прошлых веков: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова.
Типы русских печей были распространены в Германии, Франции, Англии и других странах Западной Европы. До середины XVIII в. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовековой практики народных умельцев.
Старые люди любили повторять: «На печи – все богачи». И, пожалуй, были правы. Русская печь для сельского жителя все равно, что ложка для солдата. Считалось, изба - не изба, если в ней никудышняя печь. Она обогревала жилище, в ней готовилась пища, сушилась мокрая одежда, обувь.
Верхом гостеприимства, считалось, если ты попросился на ночлег и тебя укладывают спать на печи. Обычно русская печь занимала половину избы. На шестке - чугунки, сковороды. У стены - ухваты, кочерга, сковородник, черенки которых отполированы до блеска руками матери, бабушки, снохи, дочери. Чело печки прикрывалось занавеской из цветного ситца.
Раньше, (вспоминают люди) детство проходило возле и на русской печке. «Укроешься с головой на лежанке какой-нибудь шубенкой и уснешь, не заметив, крепким сном. На улице трещит мороз, вьюга, а ты нежишься в тепле и слушаешь заворожено, как мама или бабушка рассказывает волшебные сказки, а то и грозные с чудовищами. Страшно, но тепло родного очага греет и успокаивает».
Русскую печь хозяин всегда старался облагородить. Ее штукатурили, белили, наносили сказочные узоры. Печь русскую воспевали в песнях, про неё складывали пословицы и поговорки. Вспомните Емелю, который в царский дворец на печи приехал. Ничто не придавало избе такого уюта, как печь-красавица, сверкающая изразцами. О печи всегда говорили с лаской, улыбкой: «У нас в печурке – золотые чурки; полна коробушка золотых воробушек».
Керамисты – художники делали изразцы рельефные и живописные. По технике исполнения различались изразцы красные, муравленые, т. е. покрытые зеленой глазурью, образуя из них целый ковер. Такие печки, как правило, делались в архиерейских палатах, церквях. Это было настоящее произведение искусства. Так, в 1654 г. возникли и стали использовать в строительстве усадеб новые архитектурные решения. Одним из самых ярких было введение многоцветной керамики. Историко-художественную роль изразца наглядно и ярко демонстрируют сохранившиеся на сегодня внутренние убранства в соборе Пресвятой Богородицы. Родиной изразцов является подмосковное село Измайлово, возникшее на рубеже XV-XVI вв.
Изучая историю нашего края, мы узнаем, что в селе Увары Камызякского района Астраханской области сохранились образцы цветных рельефных изразцов керамики. Они использовались при отделке печей алтаря церкви Казанской иконы Божьей Матери. Сейчас хранятся в общественном музее г. Камызяк.
Храм был построен в селе Увары на средства богатых людей – рыбопромысловиков, а также на средства из царской казны, так как Уваринский учуг принадлежал царю и назывался царским.
Казанская церковь в селе Увары была самой красивой. Изразцовому убранству в ней отводилась главная роль. В декоре собора изразцы были изготовлены дворцовыми мастерами. Изразцы использовались во внутреннем оформлении храма - печей, пределов и алтарей.


В Камызяке на улице Горького ломали дом, где русская печь была украшена кирпичами из белой гладкой керамики. Один экземпляр хранится в общественном музее г. Камызяк. Такое оформление печей могли себе позволить богатые люди. Картинки на расписных изразцах XVIII в. изображали зверей и животных, охотничьи сценки, потешные эпизоды из жизни народа. «Выпивохи черпают кружками вино из бочонка», «кавалер-курильщик подает нюхательную табакерку даме», «сиделец в лавке ест пряник», «петух на крыше дома спасается от хозяина, держащего в руках длинную жердь». На некоторых изразцах можно прочесть пожелания, шутки-прибаутки, стилизованные под вязь. Под опрокинутым бочонком шутливые изречения: «Не потребен без рома». «Змея обвила оголенный куст». Это символическое изображение верности сопровождалось словами: «С тобой засыхаю».
Манера письма, полушутливые афоризмы, рисунки – все говорит о том, что изразцы расписаны замечательными мастерами – художниками.
В XVII на волжских просторах и рукавах неподалеку от г. Астрахани возникло более десятка учугов (учуг - забойка для ловли рыбы). Рядом обычно вырастал стан, на котором размещались бытовые постройки. Впоследствии на месте стана создавались села рыбаков, существующие и поныне. Люди не одно столетие на промыслах ловили рыбу, обрабатывали ее. Там же, на промыслах, пекли хлеба и сушили одежду рыбаков в русских печах, о чем свидетельствует фото, дошедшее до наших дней.
«Матушка-печь» – так называли русские люди печь. Из детства помню, «в русской печке готовили пищу, пекли пироги, хлеб, в печурке сушили валенки, тулупы, варежки и мы, дети, играли в ней. Вечерами я любила наблюдать за огнем в печи. Таинственное черное жерло печи поглощало дымовую пленку, что выплывала под звук треска поленьев. Когда случалось что не было дров, топили печь камышом (тогда его было много). От нагретого воздуха колыхались ситцевые занавески, подвешенные к печному очелью. Русская печь обогревала рыбака и его семью, кормила, лечила и служила лежанкой. Вся семья собиралась у печки. Дети «паслись у шестка», ждали, когда можно будет отведать вкусного хлеба. Коронным блюдом рыбаков был рыбный паштет с коркой, и готовили его в русской печке. На лежанке грелись маленькие дети. Заболел рыбак – в жаркую баньку да на печь, к утру здоров. Хозяйка у печного раздолья и ухват в руках. За утро должна испечь хлеб, сварить кислых щей в чугунке, поставить в вольную кашу из чилима или тыквы, топленое молоко с золотистой пенкой, испечь или пожарить рыбу», - вспоминает З.И. Кузьмина, родившаяся в селе Увары Камызякского района в рыбацкой семье.
Только в русской печи можно приготовить очень вкусную и разнообразную пищу с особым ароматом, потому что она приготовлена на живом огне. Угольный самовар – это символ русского быта. В русской печи делали отверстия, куда из трубы самовара уходил дым. Одним словом, самовар примостился возле русской печки и дышит в свой особый дымоход. Таинственное нутро печи представляет собой сложную систему поддувал, топок, колен дымоходов, труб, дверок, задвижек и душников, которые каждый мастер способен бесконечно менять сообразно своему замыслу и хозяйским пожеланиям. Печное ремесло неотделимо от знания природы и четырех стихий: огня, воздуха, воды и глины. Все здесь построено на точном расчете. Говорили раньше, что от нрава печника зависит и характер его произведения. Будет ли печь топиться жарко при экономном расходе топлива и после долго хранить тепло или станет угарной или дымной. Хороший мастер всегда позаботится о гармоничных пропорциях, в общем всей цели и деталей. Он не пожалеет ни времени, ни сил. Печь располагалась всегда в центре дома и занимала две третьих пространства, на видном, «царском месте». Раньше хороший печник был на вес золота. Хозяин дома, где надо было класть новую печь, отдавал поклон доке-знатоку. У таких мастеров часто была очередь на целый год. Труд печника - очень тяжелый. Опыт печника приобретался за многие годы работы. Дело это пыльное, с тяжелым кирпичом, раствором, с битым стеклом, холодной водой и небезопасное. Говорят, подлинный мастер не прячет секреты за семью замками, он всегда поделится знаниями с другими. Оказывается, что «под» русской печи следует настилать на своеобразную подушку из песка, гранита и толченого стекла (так дольше хранится тепло), при этом нельзя класть «синий камень», иначе будет угарно. Все мелкие хитрости для печника важны, они передаются в деле, работе. Чтобы стать мастером, не надо бояться черной работы. Нужно добросовестно месить глину, подавать кирпич и инструменты своему учителю, да присматриваться внимательно к приемам и расспрашивать, что к чему. И тогда станешь мастером. Главное, чтобы печь топилась жарко и собирала у своих боков большие дружные семьи – вот что главное для любого мастера.
Так что же такое русская печь? Русскими называют печи, которые создают в жилых помещениях в холодный период года необходимый микроклимат. Одновременно они обеспечивают приготовление пищи, приспособлены для выпечки мучных изделий, сушки фруктов, нагрева больших количеств воды, а также используются для ночлега. Таким образом, русская печь представляет собой многофункциональный отопительный прибор. На протяжении столетий русская печь являлась незаменимым бытовым устройством жилища.
Во многих домах русскую печь использовали для выпечки свежего хлеба. Русские печи не требуют высококачественного топлива, в них можно сжигать дрова, солому, камыш, кизяк. В совершенствовании многоцелевых русских печей участвовали инженеры Б.Г. Никифоров, А.М.Шитов, И.И. Ковалевский. Различают следующие конструктивные разновидности русских печей: традиционную, обновленную с плитой в шестке или сбоку. Традиционная русская печь включает в себя все функциональные элементы, входящие в другие печные устройства, а также печурки в виде глубоких ниш. Печь топилась часами, поэтому важно было, чтобы разводка обеспечивала пожарную безопасность в местах прохода дымовой трубы через перекрытия здания. В нижней части дымовой трубы над хайлом устанавливают полудверку, через которую устраивают дымовую задвижку («вьюшку»). На фасаде русской печи выходит функциональный элемент, в который поступают продукты сгорания из топливника. Подчеркнём предназначение этого элемента. Он носит три наименования: 1) «щиток» – элемент, защищающий помещение от задымления; 2) «чело» – фасад, лицо, лобная часть печи; 3) «перетрубье» – пространство, находящееся перед дымовой трубой. В основании щитка находится шесток, представляющий собой площадку из кирпичей, которая расположена перед устьем термической камеры. Устье по окончании топки печи закрывалось заслонкой, изготовленной из жести. Под шестком находилась ниша («печурка»), которая служила для сушки одежды, обуви. Главный элемент русской печи – рабочая камера, которая называлась горнилом, топливником, термической или варочной камерой. Все основные процессы приготовления пищи осуществлялись в ней. Здесь же в горниле сжигается топливо, расходуемое на отопление жилища.
Традиционно русскую печь топят дровами. Через двадцать минут, как только топливо разгорится, на под в передней части горнила ставят, пользуясь ухватом, кухонную утварь, в которой готовят пищу. Перед выпечкой мучных изделий горнило наполняют дровами, сжигая их полностью. Оставшиеся угли выгребают, а золу сметают влажным веником. Хлеб сажают непосредственно на под, после чего устье закрывают заслонкой, оставляя небольшую щель для выпуска влажного пара, выделяющегося из теста.
Сейчас наши села изменились. В домах водопровод, газовое отопление. В домах электрический свет. Пищу готовят на газовых плитах. Хлеб покупают в магазине. А русская печь? Зачем она, может только место занимает? Старые же люди сказали бы при этом: «Как же без русской печки? Дом сразу осиротеет. Нельзя ломать, пусть стоит».
Придет время, когда русскую печь можно будет увидеть в музее или на картинке. А жаль! От русской печки в избе здоровый дух. Цивилизация уничтожила потребность в русских печах, кормилицах, лечебницах, согревающих тело, душу, объединяющих большие русские семьи.
  
Информанты: 
Зиновина Зинаида Александровна (1946 г.р.), жительница г. Камызяк
Гейтман Гераида Александровна (1924 г.р.), жительница г. Камызяк
Мендагалиев Рафаэль Сифатович (1959 г.р.), житель г. Камызяк
                Попова Любовь Ильинична (1941 г.р.), жительница г. Камызяк