+7(499) 343 97 21
+7(926) 345 08 85
карта сайта
Архитектура и строительство
Обучение
Повышение квалификации
Декоративные изделия
Группа компании Артдеко.
Строительство
Проектирование
Новости и статьи
Государственные стандарты
Статьи
Новости

Русский Камин. Европейский камин.

® Николай Матвиенко. Все права защищены.

Влечение человека к горящему пламени не меняется веками. И веками стоят два вопроса: как добыть огонь и как его сохранить? Древние люди находили два куска кварцита или серы с кварцитом, резким движением руки ударяли камень о камень, высекая искру. Требовалось немало мастерства, чтобы зажечь фитиль и затопить очаг, который делали из озерной  или речной гальки или булыжника.  Камин и его   История  на Руси стародавняя и очень интересная. Самый популярный очаг в России – русская печь – впервые упоминается в новгородских грамотах X века. С развитием торговли в XIII веке в Россию с Запада пришла мода на новый вид очага – камин. Сначала это был очаг на высоте пояса, открытый и доступный с трех сторон, с прямой трубой. Затем очаг опустился до пола и стал открытым только с одной стороны. Основными материалами для русских каминов  всегда были глина и камень. Исследуя историю русской архитектуры и  развитие научной мысли в области термодинамики и строительства печей, сразу обнаруживаем имена трех русских классиков. Трех  основоположников теории вольного движения газов в  камине и архитектуры русской печи. Архитектор  князь Львов Н.А. – конец XVIII века, Свиязев И.И. – русский архитектор и инженер – вторая половина XIX века, Лукашевич С.Б. – инженер и архитектор – конец XIX века. Все лучшее, что придумано и изобретено талантливыми русскими архитекторами, сейчас берется на вооружение в современную конструкцию  камина. Предвосхитив появление современных каминов с конвекционными  колпаками, архитектор Львов Н.А. оборудовал  проектируемые им здания «воздушными» или  «духовыми» каминами своей конструкции, которые не только отапливали, но и проветривали  помещения при помощи восходящих и нисходящих потоков разогретого воздуха, циркулирующих по оригинальным каналам, проложенным в кирпичных стенах. Свиязев И.И.,   основоположник отечественной отопительной  техники – академик архитектуры, систематизировал аэротермодинамику движения газов в печи и подвел математическую базу в теорию камина. А двухколпаковые печи Лукашевича С.Б. до сих пор считаются лучшими в русской классической школе печестроительства.  Печи Лукашевича, построенные в конце XIX  века, до сих пор исправно служат в Аничков  дворце, во дворце Его императорского высочества Алексея Александровича, в Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе.  Когда началась эпоха центрального парового отопления, старые камины и печи ломали, печники уходили, кто в извозчики, кто на лесоповал. В результате была утрачена преемственность в искусстве,  класть камин, месить глину, точить кирпич,  дымить дымом Отечества. Но постепенно эта ситуация выправляется. Камин снова возвратился в загородные дома в конце двадцатого столетия. Сегодня передовая научная и практическая  печная мысль сосредоточена в традиционно  академическом МИСИС (Институт стали и  сплавов), Уральском металлургическом институте, на кафедре теплофизики и информатики в   металлургии, которую в начале прошлого века  основал В.Е. Грум -Гржимайло (металлург Грум,  как его называют последователи и ученики по всей России).    Русская Академия Ремесел  развивает  все лучшее из отечественной теории камина и практики печного искусства и распространяет  печное дело среди молодежи и студентов. Тем более это актуально в условиях развивающегося энергетического кризиса. Камин стал актуальным отопительным прибором. Преподаватели и д.т.н., изобретатели и мастеровые Академии  создают в своих мастерских настоящие шедевры  русского печного зодчества и каминостроения.  Камин становится произведением искусства.                                        
Дают совершенно новые результаты исследование и апробация теплоемких печей в форме камина разной этажности.  Русская Академия Ремесел объединяет настоящих ремесленников, для которых на первом месте стоят мастерство и традиции  создания камина. Почти каждый  камин – это эксклюзивный проект, а некоторые смело можно назвать произведениями искусства. Такая работа требует от мастера времени, сил, вдохновения. Поэтому хороший печник не  набирает много заказов, ему важно проявить   свою индивидуальность.                                                              
 Русские национальные особенности производства и проекта  камина – в отсутствии серийного  конвейерного производства. В первую очередь  это относится к Уральской школе камина, где фасады облицовываются чароитом, александритом, ониксом, малахитом, обсидианом и другими драгоценными самоцветами.   Сделать два одинаковых портала камина совершенно  невозможно, т. к. расцветка камня, профиль   фрезы, геометрия рисунка карниза, модульона  всегда разные. Питерская школа камина  заимствует дизайнерские технологии нордической Скандинавии, привнося в них дух русской  коммунальной эклектики и «новорусского»  дворцового шика. Питерским мастерам по плечу и керамический дворцовый камин  в музеях Петергофа, Гатчины, и каменный  камин из Аничкого дворца и камин Адмиралтейства. В Эрмитаже камин и в Смольном камин, где важны не сноровка и мастеровитость, а в чести многостороннее  образование и культура производства камина Мастер камина  в белых перчатках, с набором инструмента, как у зубного врача, а щели на склейках мрамора не более 0,1 мм. Это уже искусство и традиции.  Московская школа и Питерская школа камина  не соперничают,  а находят свою нишу каминов на рынке. Фирма «Камины С. Петербурга» успешно работает в Московском регионе. Также «Камин. Город Мастеров», « Камин. Палата Ремесел С.Пб.» и другие работают по всей  России. А московские фирмы камина, не конкурируя с  питерскими, легко реализуют свои каменные порталы в Балтийском регионе.  Московские организации каминов, традиционно занимающиеся каменными порталами  и керамическими, изразцовыми каминами всегда были кузницей кадров и  создавали новые технологии в каминном производстве. За время своего 60_летнего существования МКК_Холдинг родил 8 самостоятельных камнеобрабатывающих фирм: «Мастер. Камин», «Декор. Камин», «Камень. Камин», «Камелия. Камин», «Гран-При. Камин». Камин прелюдия, Камин Премиум, Камин эконом.  Голицинский керамический завод на  базе своей инфраструктуры открыл три самостоятельных линии по производству каминов.   Московский станкостроительный завод в своих цехах открыл новый цех по производству каминных порталов, используя собственный станочный парк. Камин Кариатида,  Камин Атлант, Девушка Камин, Поющий камин, огненный камин,  танцующий камин. Примеров много. Много и самостоятельных фирм, открывших свое производство на арендуемых площадях. ООО «Мозаика Александрит Камин» делает камины и  эксклюзивные облицовки, порталы камина, фасад камина с элементами флорентийской мозаики. Камин всегда привязан  к интерьеру, где  также присутствуют элементы мозаики на полу, столешницах. ЗАО «Литос-Сфера» имеет  собственную производственную инфраструктуру, где работает итальянское оборудование. Камин изготавливают от проекта до монтажа.  Кредо фирмы «замкнутый цикл» – проект камина, изготовление портала камина, сдача камина. Работают в стиле камин - модерн, камин-авангард, камин-классика. Фирма «Бенефит» (на рынке около двадцати лет) выполняет каминные облицовки несложных профилей, поставляет итальянский мрамор, греческий, турецкий. Специализируется на реставрации камина  и уходе за камнем камина.  Мэтры в производстве камина – это  «Мастер Камин» г. Лобня и «Камень. Камин» в г. Долгопрудном. Обе эти фирмы на Московском рынке более 20 лет. Их камины эстетичны, богаты по фактуре, отделке, где тщательно подогнана каждая деталь камина. «Мастер» предпочитает  высокую классику камин, викторианский камин, дворцовый  камин. «Камень.Камин» выполняет шикарные камины в стиле рустик, антик, саймпл. Особо хочется отметить архитектурные и  дизайнерские мастерские под руководством  Надежды Черниговой, Надежды Лазаревой,  Мэда Алиева, Валерия Калюжного, где создаются дизайн-проект  камина  и где  генерируются идеи оформления каминных  комнат. Часто в своем  дизайн проекте камина  архитекторы  используют изразцовый камин, что более соответствует русскому национальному духу и   вековым традициям оформления дворцов, усадеб, особняков. Вольные каменщики (масоны)– Михаил Розеншток, Михаил Дмитриев, , Юрий Моисеев, Сергей Калихович – мастера камина  высокого класса. Себя они в шутку называют  Мастер ордена Камина. Фотографии их  каминов публикуются в  журналах «Камины и отопление», «Делаем сами», а их камины украшают интерьеры  дворцов в Москве и Питере.  Сегодня  такие вольные каменщики (масоны) объединились в  «Гильдию печных мастеров и трубочистов». Поначалу многие вольные каменщики объединяться не хотели. Дело в том, что большинство ремесленников по природе своей индивидуалисты, привыкли работать в одиночку.  Признать, что кто-то из мастеров ордена  камина  может создать камин  лучше и оригинальные, им очень непросто. Однако, скоро стали понятны все преимущества  членства в гильдии. Прежде всего, это общение  и обмен опытом. Только объединившись, они  узнали, какое разнообразие специализаций существует в печном деле. Оказывается, каждый  профессиональный печник отличается своим,  только ему свойственным способом кладки печей. Как у каждого художника, у классного  мастера есть свой творческий почерк. Некоторые специализируются на банных печах.  Банная печь по- черному, банная печь по - белому. Один из лучших и самобытных  мастеров России в области проекта и   создания камина  Сергей Курин.  Есть еще талантливая семья мастера Геннадия Взорова и его брата Александра, превосходных художников по русским изразцам  для печи  камина. Конечно,  невозможно рассказать обо всех выдающихся мастерах  камина современной России. Но скоро наступят времена, когда мастерам будут вручать орден великого магистра со званием  Великий магистр ордена камина.
Понятие русский камин пока режет слух,  но еще пару лет  – и русский камин  займет достойное место в международных каталогах каминных, выставках каминов, на аукционах антикварных каминов. Новые технологии, применяемые в русском камине,   зарекомендовали себя на международных выставках. Российские предприятия, выпускающие камины, не стремятся к конвейеру, к потоку и стандартизации  камина. И даже если есть поточные линии камина, такие как в Буньково  камин, Гжель камин, Кучино камин, Голицыно камин, то каждый новый  камин, сложенный из соответствующих изразцов, не будет похож на другой камин. Отечественные  фирмы, строящие домашний камин, не конкурируют между собой, как мы уже говорили, и  это тоже отличительная особенность русских  производителей каминов. Они просто выбирают какой-либо стиль  камина и находят свою нишу на  рынке сбыта каминов. Кто-то специализируется на мраморной облицовке камина, кто-то на мягких породах  камня: туф, известняк, доломит, или на доступной дешевой облицовке: речная галька, щебень, булыжник, бой камня. Сейчас существует большое разнообразие каминов в русском  стиле как по геометрии и форме, так и по  структуре поверхности и виду материала. По  геометрии – угловой, пристенный, утопленный в стенку, с банкетами, с дровницами; по материалу – брусчатка, галька, булыжник, бучарда, колотый мрамор, штукатурка под камень, колотый кирпич; по функциям – электрокамин, декоративный огонь, камин - источник тепла с высоким КПД, мангал-камин  для шашлыка, камин- водогрейный котел. По сложившейся традиции в России помимо камина существуют альтернативные источники тепла – газ, жидкое топливо, электричеств.  Поэтому, выбирая камин, необходимо отдавать предпочтение не высокому КПД камина, а его дизайну, форме,  геометрии, материалу. Каждый камин – это произведение искусства со своей геометрией, формой, облицовкой. Удачное сочетание дерева, камня, огня,  грамотные пропорции в интерьере придают жилищу свойственный только ему романтизм,  таинственность, индивидуальность. Наличие  арок, дуг, сводов – это и дань моде «под старину» и, в то же время, стремление вернуться назад к предкам, к пещерному огню, в средневековье. Русские мастера камина, дизайнеры и печники,  вкладывают в свое творение талант и умение. В каждом камине, сложенном русским умельцем,  живет частица его души, и если камин и пляшущий огонь в топливнике  доставляют Вам удовольствие и умиротворение, значит, в нем есть душа камина, и Вы сделали правильный выбор из разнообразия очагов, каминов, печей, каменок. В настоящее время на рынке России можно встретить большой ассортимент отечественных и зарубежных каминов. Прежде всего, страна – производитель камина ориентируется на местный климат. Английский камин предназначен для прогрева сырого воздуха и удаления влаги из помещения. Греческие камины открыты с трех сторон, теплый климат в Греции не предполагает высокий КПД камина, но зато на нем можно подогревать еду. Суровые финские зимы определяют высокую теплоемкость камина, который аккумулирует тепло в изразцах из талькохлорида так же, как русская глинобитная печь. Одна, две охапки дров, сжигаемые в лаконичном финском камине, отапливают объем до 150_200 м3.  Кроме того, зарубежные камины имеют свои специфические особенности, свой стиль.  Потребитель, выбирая камин, должен заранее знать, какие функции будет выполнять его камин. Камин  из Франции, при всем разнообразии форм, размеров, отделки  имеет свою отличительную национальную особенность. Мягкие зимы и сырой ветер Атлантики не остужают жилища французов так, как  у жителей туманного Альбиона. Камины из  Франции легкие, изящные, воздушные. Так и  хочется надеть черный колпак на белоснежный камин, так и просится бабочка на нишу дымосборника. И у  французского камина  национальная черта: колпак – конвектор, ободок колпака – карниз, опоясывающая полка камина из благородного материала.  И, наконец, башмаки – дровницы на тоненьких подошвах, – все свое, не заемное, оригинальное. По наличию теплового  зонта, который выполняет декоративную и  конвекционную функции, можно отличить его  от германских каминов. Наиболее соответствуют русскому вкусу, размерам, цветовой  гамме и качеству отделки камины французской фирмы «RENE BRISACH». А также германские, австрийские, итальянские бренды:  Cheminees Philippe,  камин ELEMENT 4,  GUTBROD KERAMIK, камин HARRIE LEENDERS, камин Cheminees Diffusion. Камин  Бавария.  Экокамин.  Камин Waco&Co ,  Камин Vermont Castings, Камин Totem, Totem Fire S.A,  Камин  Tarnava,  Камин Supra.   Камин Sunhill, Камин  Stovax,  Камин Spartherm , Камин Sergio Leoni,  Камин  Seguin, Seguin Duteries,  Камин   Schmid, Камин  Real-Flame, Камин  Premi, Камин  Planika Fires,  Камин  Piazzetta,  Камин  Nordica.  Камин Extraflame,  Камин  Laudel, Камин  La Romaine,  Камин  Bordelet,  Камин  Invista, Камин Godin.   Камин Harrie Leenders, Камин  Gutbrod Keramik, Камин  Focus, Камин  Fabrilor,  Камин  Cheminees Diffusion. 
Дизайнер Елена Коломбо руководит нью-йоркской компанией Colombo Construction Corporation, специализирующейся на дизайне и производстве каминов, мебели, функционально-декоративных предметов обстановки.  Маурицио Кьяри известный дизайнер каминов, печей.                      
Динамично развивающийся рынок России, инвестиции в  строительство каминов, новые стилевые веяния камина позволяют таким фирмам, попасть в струю новомодного дизайна камина и быстро переориентировать свое  производство камина под линию, цвет, дизайн ныне востребованных в России  модных каминов. Французский камин,   рассчитан на высокие помещения. Стандарты жилищ по высоте во Франции 3,5_4 м, в  Германии 3,0_3,2 м. Это накладывает отпечаток на высоту, конфигурацию и геометрию камина. Германский камин  более приземленный, и нет необходимости возводить тепловой  зонт над камином, так как патрубок дымоотвода от камина под прямым углом входит в стенку и далее в дымоход (что противоречит российским СНиПам и ГОСТам).  Голландские и бельгийские камины по дизайну отличаются большим разнообразием отделочного материала: латунь, бронза, вороненая сталь, искусственное покрытие. Прямоугольные геометрические формы камина, стеклянные  колпаки, оригинальность и даже смелость   отличительные особенности каминов, поставляемых из стран  Бенилюкса. Скандинавские камины имеют  закругленную  форму, каминные полки практически отсутствуют. Если есть горизонтальная поверхность, то она функционально необходима для  перекрытия дымосборника, и, как правило, на  каминную полку практически ничего не кладут. Самая главная отличительная особенность  скандинавских каминов – это модульность и простота сборки. Камин состоит из 8-10, максимум 15 элементов, которые без труда можно   собрать самому, не прибегая к помощи специалиста.  Австрийские камины имеют стандарты на  длину полена, на глубину топливника, на тягу и т. д.  Этот  камин многофункциональный: в нем  можно и хлеб выпечь, и прокоптить домашние  австрийские колбаски, и даже отопить весь  дом площадью 200 кв. м. Это естественная потребность любого жителя Австрии, где 90% населения имеет жилище без теплосетей, теплоцентралей  (и, естественно, без пруссаков) . А  высоко в Альпах, и подавно, в доме один  единственный очаг с котлом, хлебопекарней, коптильней и сушилкой. Для жителей московского региона самыми экономичными и теплоемкими будут камины австрийской фирмы «Лохбергер», правда, по дизайну они уступают немецким и бельгийским каминам.  Обособленно стоят в стороне арабские облицовочные комплекты из натурального камня. Дорогие, престижные, претенциозные – они только начинают завоевывать российский  рынок.  Итальянские и испанские камины, учитывающие местный климат и европейские традиции, стилистикой и дизайном мало отличаются от французских каминов. Попытки американских и канадских производителей выйти на российский рынок со своими каминами встречают множество  препятствий: дорогая перевозка, низкая конкурентоспособность с европейскими образцами, высокие пошлины и т. д.  Помимо камина печи  готовых конструкций, зарубежные производители предлагают дополнить камин  некоторыми усовершенствованиями. Чугунные вставки – топки, несомненно, дадут высокую эффективность теплоотдачи и повысят пожарную безопасность. Стеклянная дверца в суперкассете  вставке предохранит ковры и мебель от искры и жаркого пламени. А тепловые рукава – конвекторы смогут  подать тепло от чугунной вставки в другие помещения даже на втором и третьем этажах.  Иногда камин как центр общения домочадцев, гостей с течением времени утрачивает свое  притяжение и превращается в такой же тепловой агрегат, как котел центрального отопления  или АОГВ. Это происходит по одной  единственной причине: хозяин приобрел «чужой» камин,  не отвечающий его внутреннему мировоззрению.  И камин  не сочетается  со всеми атрибутами  каминного зала: вазы и светильники из стекла  разрушают гармонию стилевого единообразия,  вощеный паркет с рельефным ковром не соответствует набивному рисунку обоев и штор, стеклянный экран в камине и пирамидальный колпак дымохода диссонируют с вертикальными тягами наличников, колонн, модульонов. Камин  теряет свою притягательную силу, раздражает и  начинает разрушать ауру дома.  Образ и стиль камина зачастую идут вразрез с его конструкцией, формой и отделкой.  Чтобы этого не происходило, требуется особенно тщательно подойти к процессу проекта  камина. Чем больше времени будет затрачено на проект  камина, тем меньше ошибок и  разочарований Вас ожидают в будущей жизни  с вашим камином.  Камин, как символ благополучия.
Обратимся к классике камина. «Сага о Форсайтах»  Д. Голсуорси. Описание проекта дома в Робин Хилле. «... Здесь есть, где развернуться. Вот  здесь, в центре, камин-печь выходит одной  стороной во двор, другой – в картинную галерею, эта стена сплошь из стекла, выходит на  юго-восток, двор выходит на север. В архитектуре, – продолжал Босини, – так же как и в  жизни, без правильности линий не может быть  чувства собственного достоинства. Странная  вещь, мы никогда не заботимся о том, чтобы  сделать наши жилища воплощением основных  принципов жизни; мы загромождаем дома обстановкой, всякой мишурой, устраиваем в комнатах какие - то ниши, что угодно, лишь бы развлекало глаза. Глаз должен отдыхать; сумейте  добиться эффекта двумя-тремя мужественными линиями. Всё дело в правильности линий ...».  А вот еще одно описание. Это кабинет Шерлока Холмса с камином: «... Я добрался, наконец, до камина. Камин представлял собой две  вертикальные резные дубовые доски с горизонтальной полкой. На каминной полке лежали  в беспорядке трубки, кисеты с табаком, шприцы, перочинные ножи, револьверные патроны  и прочая мелочь. Мое внимание привлекла коробочка из слоновой кости, черная с белыми  украшениями и с выдвижной крышкой ...» (Артур Конан Дойль «Шерлок Холмс при смерти»).   Нет, конечно, Шерлок Холмс не умер от  беспорядка на каминной доске, он только имитировал свою болезнь, разгадывая очередную  головоломку. Если бы Конан Дойль описывал  современный камин, то следовало бы написать  следующие фразы.
«... Я добрался, наконец, до камина. Камин  представлял собой камеру  конвектор, закрытую термостойким стеклом. Внутри топка была  отфутерована вермикулитом, за которым находился рекуператор с  начинкой,  позволяющий автоматически регулировать подачу подогретого воздуха на второй этаж».   Скорей всего, лет через триста, именно так будут описывать историки современный камин.
Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной в камине ( глава 16, часть 1,  роман Ф.М. Достоевского «Идиот»).
   -Э-эх! - крикнула Настасья Филипповна, схватила каминные щипцы, разгребла два тлевшие полена и, чуть только вспыхнул огонь в камине, бросила в него пачку.
   - Господи, господи! - раздавалось кругом. Все затеснились вокруг камина, все лезли смотреть камин, все восклицали... Иные даже вскочили на стулья, чтобы смотреть через головы в камин.
   - Матушка! Королевна! Всемогущая! - вопил Лебедев, ползая на коленках перед Настасьей Филипповной и простирая руки к камину. - Сто тысяч! Сто тысяч! Сам видел, при мне упаковывали! Матушка! Милостивая! Повели мне в камин: весь влезу в камин, всю голову свою седую в огонь камина вложу!.. Больная жена без ног, тринадцать человек детей - всё сироты, отца схоронил на прошлой неделе, голодный сидит, Настасья Филипповна!! - и, провопив, он пополз было в камин.
   - Прочь! -  закричала Настасья Филипповна, отталкивая его. -Расступитесь все! Ганя, чего же ты стоишь? Не стыдись! Полезай! Твое счастье!
   Огонь, вспыхнувший вначале между двумя дотлевавшими головнями, сперва было потух, когда упала на него и придавила его пачка. Но маленькое синее пламя еще цеплялось снизу за один угол нижней головешки. Наконец тонкий, длинный язычок огня лизнул и пачку, огонь прицепился и побежал вверх по бумаге по углам, и вдруг вся пачка вспыхнула в камине, и яркое пламя рванулось вверх. Все ахнули.
   - Горит, горит! - кричали все в один голос, почти все тоже порываясь к камину.
   -  Ганя, не ломайся, в последний раз говорю!
   - Катя, Паша, воды ему, спирту! - крикнула Настасья Филипповна, схватила каминные щипцы и выхватила пачку из камина.
   Вся почти наружная бумага обгорела и тлела, но тотчас же было видно, что внутренность была не тронута. Пачка была обернута в тройной газетный лист, и деньги были целы. Все вздохнули свободнее…
При проектировании дома и проекте камина  необходимо предусмотреть в планировке каминную трубу, перекрытие, геометрию камина, дизайн и архитектуру, чтобы потом было меньше хлопот.  Современная эстетика камина подчинена основным технологическим параметрам: высокая теплоотдача (до 50% КПД), хорошая тяга.   Препятствие возникновению окислов на дымоходе, правильная аэродинамика и т. д. Выбирать «свой» камин, «свою» печь очень  сложно: это многовариантная ситуация с неопределенным числом вводных. На первом месте– вкус и предпочтения будущего хозяина. И  мнение его чад и домочадцев. Затем выбор места камина и печи в доме, в конкретном помещении: ведь, например, камины могут быть угловыми, пристенными, встроенными. А еще геометрические формы каминов и печей: их количество не поддается учету. И стилевое многообразие каминов, которое приводит то в восторг, то в  шок: названия стилей камина, хотя бы некоторых, слышали, пожалуй, все, а знают стили лишь специалисты (архитекторы, дизайнеры). Тщательный подбор модульонов, карнизов, аксессуаров, каменной пластики будет играть едва ли  не главную роль в создании Вашего очага.  Не секрет, что некоторые из каминов доставляют массу разочарований своим владельцам.

Среди основных недостатков: 

  – камин не организует пространство зала,  а разрушает и расчленяет его;                                                                                                             

  – дымление, и, как следствие, запах гари;                                                                                                          

  – несбалансированная и недостаточная  приточно-вытяжная вентиляция дома;                                   

  – охлаждение помещения через камин;                                                                                                         

  – на трубе появляются конденсат и трещины, создающие пожароопасные участки;                                   

  – наличие пластика, асбестосодержащих  смесей и других легко взвешенных частиц, нарушающих экологию дома.                                                                                                       

  Чтобы избежать всего этого, не следует набирать артельные бригады доморощенных  не обученных печников для монтажа  и ручной кирпичной кладки камина. Необходимо  обратиться сначала к архитектору, потом к дизайнеру, и только после разработки проекта камина  приступать к монтажу, к ручной кладке камина.  И, сидя холодными зимними вечерами у  своего камина, Вы заново прочтете «Сагу о  Форсайтах», «Шерлока Холмса», Дени Дидро,  Вольтера,  Идиот Федора Достоевского. А может и на Вас снизойдет вдохновение, и Вы напишете сказку о печке, в которой разместится волшебный мир табакерок, шкатулок, ваз, или, как у папы Карло, очаг камин, нарисованный на стене.

КАМИН в РЕСТОРАНЕ.
Еще одна область применения каминов, печей, барбекю и т.д., все более развивающаяся в последнее время – рестораны. Причем камины и печи здесь используются зачастую не только как составляющая часть интерьера или для отопления, но и для приготовления пищи. Но ни печь, ни камин, ни даже барбекю не  могут быть «сами по себе», они должны вписываться в окружающий интерьер, соответствовать общему стилю ресторана. Поэтому здесь   пойдет речь о существующих стилях и тенденциях в оформлении современных ресторанов  (хотя все это, в полной мере, относится и к интерьерам городских квартир или коттеджей).                                                                                                                                                Сейчас практически каждый уважающий  себя ресторан в меню предлагает, как минимум, четыре вида мясных блюд: жареное, пареное,  копченое, тушеное, томленное, запеченное. Но далеко не каждый может себе позволить иметь открытую жаровню, коптильню, мангал, вертел, а существующие заводские электрические мангалы и вертела лишают блюда аромата древесного дыма, а специальные жидкости с привкусом копчености не дают истинного удовольствия гурманам, привыкшим есть только что выращенное и только  что приготовленное. Безродность, рафинированность, штампованность, безликость  вы не найдете ни в одном камине, даже в мелочах: лампочки, спички,  каминные часы – все с  именем бренда или автора. Для их гармоничного и функционального размещения требуется  талант, умение, мастеровитость. Спрос родил  предложение. Сейчас в России профессионалы объединяются по профессиональному  признаку: печники, кровельщики, кузнецы и  так далее.  Русская школа мастеров как раз объединяет все профессии ремесленников. 
«Новорусские» рестораны  в Москве давно практикуют в своём меню шоу  с приготовлением фирменных блюд. Здесь и  баран на  вертеле по пятницам, индейка на гриле по вторникам, бизон с дымком по субботам и т. д.  Интерьер русского ресторана издавна считался у гурманов театральной декорацией, где  сходились купцы, фабриканты, политики не  столько для еды, сколько для приятного время   провождения в кругу друзей, артистов, цыган.  Русский ресторан – это редкое, дорогое, необычное зрелище с лихим сюжетом, иногда  дракой, но чаще самоутверждением и «пропиской» в табели о рангах в высших слоях общества.  Русская высокая классика в архитектуре   ресторанов запечатлена в изысканных  каминах в интерьерах «Метрополя»,  камин «Славянского базара», камин  «Астории», камин  «Савойя». Нынешние «новорусские»  рестораны «Обломов», «Царская охота», «Садко», «Шинок» оформляются декораторами с  элементами фольклора русской глубинки, где  роскошь соседствует с аляповатой безвкусицей, но где глубоко чувствуется строка Пушкина «...там Русью пахнет». Кстати о запахах.  Уважающий себя клиент, заходя в первый раз  в ресторацию, сначала «поведет ноздрей», затем окинет взглядом публику и только потом  примет решение оставаться ему или нет в «сем  заведении». И уж только в ожидании заказа он  начнет рассматривать интерьер. Так что, владельцам ресторанов следует тщательно позаботиться о чистоте воздуха, спрятать воздушные короба и вентиляцию от любопытных глаз.  Известные московские дизайнеры каминов  Надежда  Чернигова, Сергей Лемешев, Елизавета Антонова, Владимир  Фуражкин, Жанна  Киричек  создающие новомодный ресторанный стиль,  ориентируются на высокие образцы русской  классики  камина конца XIX и начала XX века. Внимание посетителей привлекают места с приглушенным освещением, где они могут отгородиться от зала ширмой, широкой спинкой стула   или роскошной сансевьерой. Поэтому, следуя  выбранному стилю камина, в декоре ресторана особое  место отводится архитектуре света. Спрятанные галогеновые светильники, световые ниши,  «летучая мышь» – способны создать особую  атмосферу легкости, воздушности и интимности. Унылые скучные поверхности  камина разбиваются  и членятся каменными фальшарками, нишами,  полуколоннами. Один из мэтров сети «новорусских» ресторанов Аркадий Новиков считает, что первая волна «крутизны» и респектабельности схлынула, теперь в моде  камина минимализм, спокойствие и стабильность. «Не выделяться» – стало высоким стилем  камина «от кутюр».  Как метко заметила родоначальница отечественной ресторанной критики Дарья Цивина: «Рестораторы в новой Росcии – это патриоты своего Отечества». Рестораторы Аркадий Новиков, Михаил Петухов, Андрей Деллос сейчас возрождают русскую национальную кухню . Уникальны блюда из русской печи в ресторанах – расстегаи, щи, запеченный сом, баклажаны фаршированные и т.д., а интерьеры удивят даже заядлого музейщика из  музея Русского Искусства. Все подобрано  настоящее и со вкусом: переднички, кокошники, румяна. Чаще всего и имя ресторана соответствует его интерьеру и имиджу. Это касается и кухни. В меню русских ресторанов  с камином всегда свежие расстегаи, курник, шаньга, пельмени, окрошка, ботвинья. Напитки – медовуха, ароматный сбитень, квас и все отменного качества по старинным русским рецептам. Все, как в глубинке. Если говорить о национальной кухне, то и здесь чаще всего по названию ресторана можно определить и меню. «Пекин» – китайская кухня, «Ле-Дюк» – французская, «Дели» – индийская и т.д.  Особое место в имидже ресторана отводится наружной световой рекламе. Стилизованным каллиграфическим или рубленым шрифтом, клинописью или иероглифами название ресторана подчеркивает свою непохожесть и  оригинальность. Удачно и правильно выбранное имя – залог процветания и долголетия. Ресторан Камин, У камина, Ностальжи Камин, Ретро камин, Камин Альфа, Камин Омега.

® Николай Матвиенко. 2012г.  Все права защищены.